Кривошея

Кривошея – врожденная или приобретенная патология шейного отдела, при котором шея наклонена вбок и одновременно повернута в противоположную сторону.

Легкая форма заболевания доставляет ребенку относительно небольшой дискомфорт, тяжелая почти всегда приводит к деформации лицевых структур и инвалидности.

Без коррекции болезнь быстро прогрессирует, осложняясь многочисленными дисфункциями со стороны разных систем организма.

Врожденная форма кривошеи формируется по следующим причинам:

• аномалии развития мышц;
  • деформация шейных позвонков;
  • крыловидная шея;
  • добавочные «шейные» ребра;
  • хромосомные мутации;
  • генетические аномалии у плода.

Приобретенная кривошея диагностируется после рождения. Предрасполагающими факторами могут быть:

• сложные роды с обвитием пуповиной;
  • родовая травма шеи;
  • инфекционные процессы;
  • неврологические нарушения;
  • неправильное предлежание плода;
  • в старшем возрасте – травмы шейного отдела.

Бывают случаи, когда заболевание развивается по компенсаторному механизму после вывихов и переломов при неравномерной нагрузке на мышцы шеи.

Симптомы

На 3-4 неделе после рождения у ребенка на боковой поверхности шеи появляется веретенообразное плотное утолщение, которое представляет собой локальный отек мышцы (часто с внутренней гематомой, полученной в ходе родов).

Дополнительно отмечаются следующие признаки:

• нефизиологичное положение головы;
  • ограничение подвижности шеи;
  • асимметрия лица с недоразвитием на одной стороне;
  • уплощение головы с пораженной стороны;
  • ограничение периферического зрения;
  • неравномерное развитие челюстей;
  • приподнятое положение ключицы и лопатки на стороне поражения;
  • сколиоз шейного и грудного отделов позвоночника.

При двусторонней мышечной кривошее голова запрокидывается назад или наклоняется вперед, объем движений шеи резко ограничен.

Диагностика

Диагноз врожденной кривошеи подтверждается после осмотра, анализа анамнестических данных и рентгенографии шейного отдела позвоночного столба. Для оценки состояния мягких тканей назначается магнитно-резонансная томография (сокр. МРТ), также показана консультация невролога.

При подозрении на приобретенную кривошею назначается рентгенография шейных позвонков и консультации узких специалистов в зависимости от предполагаемого генеза нарушений.

Прогноз и лечение

При выявлении кривошеи сразу после рождения можно добиться устранения патологии к годовалому возрасту ребенка. Консервативное лечение включает специальный массаж, водные процедуры, физиотерапию, ЛФК, рефлексотерапию, электрофорез с лекарственными веществами. Операция показана, если проведенные мероприятия не оказали ожидаемого эффекта.

При грамотной, своевременно проведенной терапии шансы на успешное излечение довольно велики. Важно обратиться к врачу в первые недели жизни младенца, чтобы избежать прогрессирования нарушений и предотвратить развитие деформаций головы и грудной клетки.