Симптомы корешкового синдрома

Клиническая картина корешкового синдрома вариативна, складывается из разных симптомов поражения определенного корешка. Выраженность признаков заболевания зависит от степени компрессии корешка, анатомических особенностей нервных стволов, топографии волокон и определяется межсегментарными связями.
Симптомы раздражения

Симптомы корешкового синдрома, свидетельствующие о наличии раздражения, объединяют под собой своеобразные мышечные подергивания, боли, двигательные нарушения и сенсорные расстройства в форме покалывания или жжения, местного чувства холода или тепла.

Боль при корешковом синдроме жгучая, стреляющая, проявляется только в области, за иннервацию которой ответственны пораженные корешки. Примечательно, что болевой синдром распространяется от спины к остальным частям тела и усиливается при нагрузках.

Боль провоцирует рефлекторный спазм мышц и связок в зоне выхода корешков, возникает замкнутый круг. Тонические напряжения больше выражены на стороне сдавленного корешка, что в тяжелых случаях приводит к искривлению позвоночника вплоть до формирования кривошеи (если диагностирована радикулопатия в шейном отделе).

Симптомы выпадения

Симптомы корешкового синдрома, свидетельствующие о выпадении, говорят о запущенной стадии заболевания. Проявляются гипотонией мышц, снижением сухожильных рефлексов, онемением кожи в зоне иннервации корешка.

При сдавливании одного корешка характерно частичное уменьшение чувствительности, потому что этот участок кожи иннервируется также волокнами соседних корешков. Если же поражаются несколько подряд идущих корешков, наступает полное исчезновение чувствительности кожи в данной области. Отсутствие полноценной иннервации приводит к постепенной атрофии мышц, истончению кожи, язвам, трофическим нарушениям.

Симптомы корешкового синдрома в разных отделах позвоночника

Радикулопатия имеет специфическую симптоматику в зависимости от локализации в том или ином отделе позвоночника:

• В шейном – боль и нарушение чувствительности отмечается в затылочной зоне, сзади и сбоку шеи, в руке до последних фаланг пальцев. Также ограничена мобильность плеча, наблюдается слабость грудной мышцы, бицепса и трицепса.
  • В грудном – пациент жалуется на боли в плече, между ребрами, в области груди, эпигастрии и паху. Болевой синдром по проявлениям похож на сердечный приступ, острый живот, дискинезию желчных путей. При обследовании выявляется снижение брюшных рефлексов, истончение кожи и парастезии кистей.
  • В поясничном – болевой синдром локализован от паха до стопы, постепенно развивается мышечная гипотрофия конечности. Ограничено сгибание бедра, отмечается ослабление коленного рефлекса, а при попытке повернуть стопу можно заметить эффект прихлопывания.
  • В крестцовом – боль и парестезии охватывают зону крестца, идут далее по задней поверхности бедра, голени до стопы. Уменьшается в объемах икроножная мышца, ахиллов рефлекс ослабляется. Если в патологический процесс вовлечены сразу 3 корешка, у пациента возникают проблемы с непроизвольным мочеиспусканием и отхождением кала.

Клиническая картина корешкового синдрома может пересекаться с симптомами других заболеваний, поэтому патология требует тщательной диагностики с полной оценкой постурального баланса для точного выявления первопричины имеющихся нарушений.