Невропатия лицевого нерва

Лицевой нерв обеспечивает иннервацию мимической мускулатуры лица – именно его нормальное функционирование дает человеку возможность мигать, улыбаться, хмуриться и т.д.

При невропатии лицевого нерва возникает целый комплекс нарушений с невозможностью вышеописанных действий в одной половине лица вплоть до стойкого паралича мышц, если пациент вовремя не получил квалифицированную помощь.

Причины патологии

Нерв, выходя из полости черепа, попадает в узкий канал височной кости. Это создает предпосылки для компрессии его корешков в случае болезни.

Лицевая невропатия по причине возникновения бывает:

• идиопатическая – точный механизм развития патологии неизвестен;
  • отогенная – диагностируется после воспалительных процессов среднего уха или височной кости;
  • травматическая – особенно опасны сочетанные черепно-мозговые травмы;
  • инфекционная – при герпесе, паротите и других инфекционных заболеваниях;
  • ишемическая – в случае поражения сосудов, питающих лицевой нерв.

При нарушении обмена веществ невропатия возникает без видимых внешних причин, являясь осложнением основной патологии (например у пациентов с сахарным диабетом). Часто пусковым фактором болезни является переохлаждение.

Клиническая картина

Главный признак невропатии лицевого нерва – паралич мышц лица на пораженной стороне, которая напоминает маску: морщины и складки разглажены, уголок рта опущен. Больной не может сомкнуть глаз, нормально улыбнуться. Эти симптомы развиваются внезапно или в течение нескольких дней. Заподозрить заболевание в ранние сроки можно по онемению в области уха, виска, которое постепенно переходит в неполный паралич или парез в зависимости от уровня и механизма поражения нерва.

Дополнительные признаки:

• потеря вкусовой чувствительности языка на пораженной стороне;
  • изменение слуха (снижение или болезненное восприятие звуков);
  • сухость глаз или слезотечение;
  • подтекание жидкости из угла рта при приеме пищи;
  • нарушения слюноотделения;
  • невнятная речь.

У пациента заметна асимметрия лица, отсутствие мигательных движений со стороны поражения. Тяжелая невропатия лицевого нерва проявляется полной потерей тонуса мышц, поэтому лучше заняться лечением с того момента, как стало заметно изменение мимики при выражении эмоций.

Прогноз, особенности лечения

Раннее обращение за медицинской помощью при первых признаках невропатии (в первые двое-трое суток) имеет огромное значение для благоприятного исхода. Пациенту назначается расширенное обследование, включающее МРТ, КТ, электронейромиографию, чтобы определить степень и уровень поражения нерва.

Обязательно проводятся лабораторные анализы, позволяющие исключить или подтвердить наличие инфекционного процесса. В Центре клинической постурологии созданы все условия для скорейшего восстановления функций нерва.

Врачи работают со всеми системами организма, освобождая нервные волокна от давления или пережатия соседними структурами. Также используются методы рефлексотерапии, лечение пиявками, точечный массаж, лечебная физкультура, которые позволяют восстановить баланс всего тела с быстрым облегчением состояния при невропатии лицевого нерва. Обязательно проводится оценка стоматологического статуса пациента и по показаниям проводится ортодонтическая и ортопедическая коррекция, которая способствует быстрому восстановлению функций лицевого нерва и профилактике рецидивов.