Мышечная гипотония

Синдром мышечной гипотонии (гипотонус, синдром «вялого ребенка») встречается при огромном количестве заболеваний. Патология может быть врожденной и приобретенной, поэтому страдают ей как маленькие дети, так и взрослые. В настоящее время расстройство относят к поражениям центральной нервной системы, и в частности мозжечка, патологии периферических нервов или мотонейронов, расположенных в передних рогах спинного мозга.
Причины гипотонуса

К снижению мышечного тонуса и способности мышц сопротивляться движению могут привести пороки развития и генетические дефекты, а также приобретенные проблемы, среди которых наиболее значимыми являются:

• инфекционные болезни – менингит, энцефалит, полиомиелит, ботулизм, аутоиммунная полирадикулоневропатия, сепсис;
  • ртутная интоксикация;
  • болезнь Грависа – нервно-мышечная патология, сопровождающаяся повышенной утомляемостью поперечно-полосатой мускулатуры;
  • нарушение пищеварения в тонком отделе кишечника (целиакия);
  • поствакцинальные осложнения;
  • гипо- и гипервитаминоз;
  • гипофункция щитовидной железы;
  • нарушение работы мозжечка (врожденное или вследствие травмы), ЧМТ;
  • ДЦП.
Диагностика расстройства

Мышечная гипотония не представляет сложностей в плане диагностики. Информативными являются следующие виды обследования:

• физикальные тесты и пробы – пальпация мышц, исследование их сопротивляемости активным и пассивным физическим нагрузкам;
  • МРТ или КТ внутренних органов и головного мозга;
  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • биопсия мышц или нервов;
  • генетическое тестирование.
Проявления гипотонуса

Мышечная гипотония протекает схоже как у детей, так и у взрослых. Для нее характерны:

• мышечная слабость и вялость;
  • быстрая утомляемость мышц независимо от проделанной физической нагрузки;
  • повышенная гибкость конечностей в суставах;
  • слюнотечение;
  • повышенное потоотделение;
  • задержка физического развития;
  • медленное формирование или частичное угасание двигательных навыков;
  • проблемы с речью;
  • сниженная концентрация внимания;
  • атипичные головные боли;
  • нарушение сна;
  • внезапная тахикардия или стенокардия;
  • парестезии.

Выраженность и количество проявлений зависит от возраста больного, места расположения патологии, причин, вызвавших гипотонус. Несмотря на то, что такая симптоматика встречается и при других патологических состояниях, тщательная диагностика, осмотр и опрос больного или его родственников позволяет точно установить диагноз и назначить соответствующее лечение.

Лечение гипотонии

В зависимости от причин мышечной гипотонии лечение может быть специфическое и неспецифическое. При этом помимо медикаментозных средств всегда назначается физиотерапия и ЛФК или трудотерапия. Среди физиотерапевтических мероприятий хороший лечебный эффект показала рефлексотерапия. Она может использоваться для лечения пациентов всех возрастных категорий, т.к. имеет множество разновидностей, позволяющих подобрать наиболее эффективное и безопасное воздействие на организм любого человека.