Головная боль

Головная боль является одним из самых распространенных симптомов различных патологий и возникает как ответная реакция на раздражение расположенных на шее и голове нервных окончаний (тройничный, спинномозговые нервы). Ее этиология определяет тактику лечения. Анальгетики служат только временным решением, задача которого — облегчить состояние пациента, но не устранить первопричину боли.
Клиническая картина

Головная боль может иметь разлитой характер или же сосредотачиваться в конкретном месте, например, висках, затылке. Состояние отягощается присоединением дополнительных симптомов:

• тошнота;
  • рвота;
  • светобоязнь;
  • слезотечение;
  • заложенность и/или выделения из носа (при синуситах);
  • покраснение лица;
  • общее недомогание.

Когда болит голова, также возможны тревожность, депрессия, психоз.

Наиболее частыми причинами головной боли служат:

• артериальная гипертензия;
  • шейный остеохондроз;
  • воспалительные процессы в придаточных пазухах носа;
  • заболевания глаз (в том числе глаукома);
  • инфекционные болезни;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли и сосудистые поражения головного мозга.

Болезненность также может возникать после сильного стресса, нервного потрясения, приема некоторых лекарственных средств, злоупотребления алкоголем.

Какая бывает?

С учетом причин головная боль бывает:

1. Сосудистая — может быть обусловлена снижением или повышением тонуса артерий, недостаточностью или затруднением оттока крови от черепа, повышением ее вязкости, снижением текучести и другими факторами.
  2. Боль напряжения — протекает с/без вовлечения перикраниальных мышц, представляет собой моторный ответ на неадекватную стимуляцию периферических нервов. Болезненные ощущения возникают в результате активации нервно-мышечной передачи.
  3. Ликвородинамическая — развивается на фоне снижения или повышения внутричерепного давления, сопровождается нарушением ликвороциркуляции, уменьшением объема цереброспинальной жидкости, отечностью тканей головного мозга.
  4. Инфекционная — вызвана интоксикацией вследствие внутричерепных инфекций, системных заболеваний и пр.
  5. Невралгическая — возникает, когда поражены черепные нервы (например, после травмы головы), и при других невралгиях.

В некоторых случаях диагностируется смешанный характер головной боли, при которой выявляется сразу несколько патофизиологических механизмов.

Диагностика и лечение

Специалисты Центра клинической постурологии уделяют особое место диагностическому этапу. Своевременная оценка патологических факторов служит основательной базой для постановки точного диагноза и назначения терапии. При обследовании пациента важную роль играет заполнение карты головной боли, в которой фиксируются данные о:

• характере (приступообразная, эпизодическая, хроническая);
  • частоте (ежедневная, несколько раз в неделю, более 15 дней в месяц);
  • времени возникновения (утро/вечер, при физической нагрузке, в состоянии покоя);
  • продолжительности приступа;
  • локализации (в затылке, височной области, по всей окружности головы);
  • интенсивности и других параметрах боли.

Сведения записываются со слов пациента, после чего дополнительно проводятся инструментальные исследования (в частности, компьютерная томография).

Лечение подбирается в индивидуальном порядке, исходя из вида патофизиологических механизмов головной боли. Курс может включать массаж головы, психотерапию, акупунктуру, рефлексотерапию, мануальную терапию и другие методы.